Зачем малышам спортивные занятия?

Комментарии доктора психологических наук, профессора В.Т. Кудрявцева, г. Москва

Занятия художественным творчеством и спортом не просто желательны, а необходимы для младших школьников, в том числе — в учреждениях дополнительного образования. Не стану перечислять общеизвестных эффектов, которые могут принести эти занятия. Замечу лишь, что, с одной стороны, они помогают ребенку первоначально войти в школьную жизнь (если речь идет о первокласснике), где нужно научиться по-особому управлять собой, строить очень специфические взаимоотношения с педагогом и сверстниками. С другой, — способствуют развитию психических функций, необходимых для выполнения учебной деятельности: воображения, произвольной памяти и внимания, контроля, осмысленности действий и др. Главное, чтобы эти занятия не превращались в муштру, в тренаж специальных навыков (включая «натаскивание на олимпийские рекорды») в ущерб развитию общих способностей. Увы, именно это нередко происходит в художественных и спортивных школах, кружках, студиях, секциях. И в этом случае для того, чтобы «перегрузить» ребенка, вовсе не обязательно посещать сразу несколько учреждений, достаточно будет посещения одного.

Хотя, конечно, существуют и разумные нормы таких нагрузок. В моей практике был случай: в одну из наших экспериментальных школ поступала девочка — превосходно подготовленная к школьному обучению. Проблема состояла в том, что ее бабушка (полностью взявшая ответственность за образование внучки) уже водила ее в музыкальную школу при Московской консерватории, в кружки художественного творчества и бального танца, да еще в пару спортивных секций. А в нашей школе, помимо использования особых развивающих программ, дети изучают два иностранных языка, занимаются той же музыкой почти в объеме музыкальной школы, т.е. получают то, что на языке чиновников называется «повышенным уровнем образования». Мы объясняли бабушке, что ее внучке нужно либо сократить дополнительные занятия, либо поступать в другую школу. Предупреждали, что такая перегрузка чревата, как минимум, «школьными неврозами», которые способны сломать дальнейшую жизнь. Однако бабушка настояла на своем, и девочку приняли в нашу школу. К счастью, она справилась со всеми нагрузками, чему благоприятствовал, в том числе, «режим» развивающего образования, в котором работает школа. Но ведь могло быть и иначе. Тут никто не может дать стопроцентной гарантии. А ответственность в итоге вынуждена брать на себя школа.

Теперь — о занятиях спортом. Если мы не намерены с младых ногтей растить олимпийского чемпиона, то не существует никакой опасности «опоздать» с началом этих занятий. Это относится к любому виду спорта. Единственная рекомендация: целесообразно шире вовлекать детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в командные соревнования. Это необходимо для развития способности к коллективному взаимодействию, что служит предпосылкой успешности не только в обучении, но и в жизни, в целом.

Источник: Семейный меридиан

Комментарии запрещены.

Реклама
Свежие комментарии



    Рейтинг@Mail.ru